Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [29]

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 186

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 04.05.2024, 00:39
Приветствую Вас Гость | RSS
ТАРХАННАЯ ГРАМОТА
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Тарханная грамота. О чем говорит название села?

Анализ топонима позволяет сделать вывод о том, что Тарханово - один из старейших населенных пунктов, расположенных на территории мордовского края. В домонгольский период тарханами именовались представители булгарских княжеских родов и подчинившаяся Великой Буларии (государство на Средней Волге) феодальная знать финно-угорских племен. Вассалы кана-царя Великой Буларии, наделенные определенными привилегиями (основная среди которых – право владения значительными земельными угодьями) обязывались выплачивать дань. Тарханы свозили в области  Булгарии (города Булгар, Нур-Сувар, Биляр, Алабуга, Кашан, Дукетау) меха, мед, воск, хлеб, скот и т.д. Именно в период расцвета Булгарского государства (в XI - первой трети XIII вв.) появляются поселения, в наименованиях которых содержится термин «тархан». Так, например, в средневековье существовал город Дима-Тархан, названный впоследствии Тмутараканью. 
Однако, прошло не одно столетие, прежде чем столь звучное название закрепилось за одним из селений Мордовии. Великая Булгария была уничтожена  полчищами монголо-татар в 1236 г. Земли, на которых некогда хозяйничали булгары,   вошли в состав Золотой Орды. Ханы Орды позаимствовали у находившихся к тому времени на более высокой ступени общественного развития булгар многое из хозяйства, политического устройства и государственного управления. Тарханные привилегии как определенный компромисс между пытавшимися сохранить контроль над огромными территориями захватчиками и региональной элитой также были сохранены монголо - татарами. Тарханные грамоты, фиксировавшие условия взаимодействия с представителями вошедших в ее состав этносов посредством разного рода льгот были сохранены и после распада Золотой Орды (середина XV в.), когда значительная часть эрзи и мокши вошла в состав вновь образованного Казанского ханства. В это время тарханы уже представляли собой прослойку служилого населения, выделяемую из разных этносов Среднего Поволжья (мордвы, татар и др). 
Судя по всему, в период владычества Казанского ханства (середина XV в. – середина XVI вв.) населенный пункт с названием «Тарханово» уже существовал. Профессор Н.Ф.Мокшин пишет о том, что Тарханово являлось владением мордовских князей Кулунзиных (Куломзиных), находившихся в вассальной зависимости от казанских ханов. Князь Куломза и Кижедей получали именной ясак с мордовских деревень Старое Парадеево, Дубенки, Тарханово и Ведянцы. На территории Мордовии и ряда соседних областей появляются также другие населенные пункты, связанные с проживанием или с хозяйственной деятельностью представителей ханской администрации. В источниках более позднего времени упоминаются Тарханская Потьма (Зубово-Полянский район РМ), Тарханы (Пензенская область), Селище Тарханово тож (позже – Селище Сергачского уезда Нижегородской губернии) и др. 
К середине 40-х гг. XVI в. Иван Грозный решает превратить Казанское ханство в одну из областей Российского государства. Летом 1551 г. народы правобережья Волги присягнули в Свияжске на верность русскому царю: «… Чувашу и Черемису и Мордву и Можаров и Тарханов привели к правде на том, что им государю царю и великому князю служети и хотети во всем добра…». 
После взятия Казани (1552 г.) и присоединения Среднего Поволжья к Российскому государству в жизни алаторской мордвы произошли существенные изменения. Платежи в пользу отдельных представителей мордовской и татарской знати (в частности, упоминавшихся Куломзиных и Кижедеевых) были переведены на имя русского царя. В XVI - XVII вв. правительство, осуществляя поддержку перешедшей на службу к русскому царю местной мордвы и татар, наделяло их правом освобождения от податей, закрепленным особой грамотой, именовавшейся тарханом. 
Во второй половине XVI – первой половине XVII вв. на территории мордовского края создаются засечные черты и укрепленные линии, являвшиеся частью системы оборонительных сооружений южных и юго-восточных районов страны. Засека – линия порубленных особым способом деревьев, составлявших непроходимую полосу. На открытых не поросших лесом пространствах сооружались земляные валы и рвы, в поймах рек - надолбы (вбитые в землю высокие бревна, иногда с поперечниками). В  наиболее опасных и открытых местах ставились остроги, там, где засеку пересекала дорога – ворота. 
Засеки прошли через вековые леса восточных районов Мордовии еще в XVI столетии. От Саровского леса к востоку и затем вдоль реки Алатыря до впадения в нее речки Инелей (указано в научной литературе – П.С.) тянулась Пузская засека, вдоль реки Алатырь на восток до города Алатыря была проложена Алатырская засека, соединявшаяся с Тетюшской. 
В источниках находим упоминание о «тархановских воротниках» - нанятых на царскую службу крестьянах деревни Тарханова Алатырского уезда. Главным условием верстания местного населения было сохранение за тархановской мордвой земельных угодий. Воротники входили в группу служилых «по прибору» - лично свободных людей,  не несших до поступления на службу воинской и тяглой повинности. Ближайшими от исследуемой местности проходами через Засечную Черту являлись Гуляевские ворота  Пузской засеки (ныне - село Гуляево Ичалковского района). Несколько дальше располагались Ардатовские ворота Алатырской засеки (территория современного г.Ардатова). Сохранились сведения о том, что сторожа Ардатовских ворот жили в селении, которое называлось Старый Ардатов Ардатовского района Мордовии. Следовательно, наиболее вероятное место службы тархановской мордвы – Гуляевские ворота.    
Сторожевую службу местного населения этого времени делом простым не назовешь – царская администрация льготы просто так не раздавала. «… во 120 (1612 г.) обрушились за неделю до оспожина дня, приходили на арзамасские места крымские и ногайские люди и ту Пузскую засеку проломили и ворота высекли, и сторожей товарищев их побили и дворы их пожгли». Прорвав линию обороны, семитысячная конница ногайцев во главе с мурзой Курмаметом устремилась в центральные районы страны. Нападение было спланировано с учетом того, что Российское государство переживало смутное время – ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского готовилось к освобождению Москвы от польских интервентов. В этих условиях мордовский князь Баюш Разгильдяев собрал алатырских мурз и тягловую мордву и в боях на р. Пьяне у «Чюкальской крепости» (ныне - с. Чукалы Большеигнатовского района), а затем в ардатовском лесу наголову разбил ногайцев. 
В 1624 г. на р. Алатырь числилась деревня Тарханова, а также два образовавшихся из нее населенных пункта – Тарханова на р. Лунга и Тарханова на р. Уренчей. В трех деревнях отмечено 33 тяглых двора и 1 двор пустой, в которых всего проживало 42 чел. м.п. Известный специалист в области истории Среднего Поволжья феодального периода А.Гераклитов предлагал «… принимая во внимание данные при названиях деревень топографические указания и то, что земельные угодья их шли до речки Вежнуя, местоположение их следует искать поблизости от с. Тарханово при речке Нуе…». Следующая перепись, проведенная в 1671 г., зафиксировала уже деревню Тарханову на р. Нуя (то есть на ее современном месте расположения) с 16 жилыми и 2 пустыми дворами, 29 чел. м. п. Деревни с аналогичными наименованиями на Алатыре в источнике уже не упоминаются. Сведений относительно связи Тархановой на Нуе с исчезнувшими за прошедшие пол столетия населенными пунктами, располагавшимися на Алатыре деревнями, также не находим. 
Таким образом, тархановская мордва в конце XVI – начале XVII столетия проживала за рекой Алатырь, то есть в местности наиболее удобной с точки зрения безопасности, прикрытой лесным массивом. Строительство системы оборонительных сооружений южнее (Сурский острог – Атемар – Саранск – Шишкеев – Инсар) сделало возможным обосноваться в более благоприятном месте с точки зрения хозяйственной деятельности – близь нуйских черноземов. В источниках XVIII в. находим упоминания о том, что «… селение лежит на низменном месте реки Нуи на правой речки Евлейки…». В XX столетии старожилы также сообщали о том, что близлежащие возвышенности были освоены местными крестьянами значительно позже.  
Кажутся достаточно интересными имена и фамилии тех, кто жил на нашей земле более трех столетий до нашего времени. В 1671 г. в деревне Тарханова проживали Боярка Давкаев с братом Вешнячкой, Новдайка Китаев, Кедярка Алтышев, Бозайка Вялкин, Шатайка Момакаев с сыном Инговаткой и др. Исследование личных имен позволяет сделать вывод об определенном влиянии русской колонизации на жизнь населенного пункта. Во второй половине XVII столетия у тархановской мордвы отмечены русские имена – Гришка, Васка, Исайка, Несмеянка и проч. 
В последней четверти XVII в. основными занятиями тархановской мордвы были земледелие и лесные промыслы. За используемые угодья жители деревни выплачивали ямские деньги (дорожную повинность), полоняничьи деньги (выкуп за угнанных кочевниками в рабство), подати за занятием лесным пчеловодством, за владение бобровыми гонами, стрелецкий ясак (на содержание стрелецкого войска) и проч. 
Какова же причина произошедшего вначале снижения численности (1624 г. – 33 жилых двора, 1671 г. – 16 дворов), а затем – бегства мордовского населения края, превращения мордовской деревни Тарханово в русский населенный пункт? Не вызывает сомнения, что данное явление связано с постепенным изменением государственной политики по отношению к местному населению и с серьезными переменами, произошедшими в жизни алатырской мордвы. 
Чем безопаснее становилась обстановка на территории региона, тем меньше было шансов у обладателей тарханных грамот сохранить привилегии. Так, например татарские и мордовские мурзы, отстаивая свои льготы, были вынуждены еще в 1618 г. обратится к царю с челобитной: «… ныне де их заставляют рвы копать и острожные, и городовое, и засечное дело делать и ямские, и подымые деньги с них емлют. А их де братьям Касимовским, Кадомским и Темниковским, Цненским и Арзамасским князьям и мурзам всех городов даны тарханные грамоты, чтобы им опречь нашей службы никаких податей не давать. И нам бы их пожаловать, велети дать нашу жалованную грамоту такую ж …». 
В XVII столетии служилые люди «по прибору» использовались при строительстве оборонительных сооружений, переводились в разряд государственного, дворцового крестьянства. А.Н.Зерцалов в «Материалах по истории Симбирского края в XVII-XVIII вв.» упоминает о том, что «деловцы» Алатырского уезда были задействованы в строительстве Атемаро-Саранской черты. 
После того, как в 40-е гг. XVII в. южнее Пузско-Алатырской засеки прошла Белгородско-Симбирская укрепленная линия (с городами Керенск, Верхний и Нижний Ломовы, Инсар, Саранск и др.)  алаторский люд был переведен на новые места службы: «и как… построены твои великого государя новые городы, и старые государь засечные крепости Алаторская засека в Пуземских и Гуляевских воротах до города до Алатыря… оставлены и засечные сторожи сведены на вечное житье в новые твои великого государя городы к новым засекам и земли их розданы помещикам…». Известный краевед И.Д.Воронин высказал мнение о том, что алаторский служилый люд был послан в первую очередь на Саранскую черту – «… будучи пузскими засечными сторожами, они до постройки Саранской крепости хорошо знали места от реки Алатыря, от Гуляевских ворот…, вверх по реке Инсаре, проводя здесь дозорную службу, выдвигаясь сюда для борьбы с крымцами и ногайцами. Знали они хорошо и добротность черноземов и заливных лугов в районе новостроящейся Саранской крепости, что их не могло не привлекать. Земли служилого населения, переведенного на юго–восточные рубежи передавались дворцовому ведомству, центром которого на территории края становится в XVII в. Ардатов.  
А. Гераклитов считает, что численность мордовских населенных пунктов на территории Алатырского уезда (охватывавшего восточную часть современной Мордовии, а также часть соседних областей – Нижегородской и Ульяновской) начала резко снижаться в конце XVII - начале XVIII вв. Ухудшение условий жизни лично свободного мордовского населения, последовавшее за крестьянской войной под предводительством С.Т.Разина (усиление податного гнета, вытеснение мордвы со своих угодий русскими помещиками, насильственная массовая христианизация «инородцев»), способствовало активизации нелегальной миграции мордвы в восточные и юго-восточные районы страны. 
В XVII в. по причине бегства запустели частично или полностью многие из деревень Верхалаторского стана, такие как Кури (3 двора), Пермеева (1 двор), Тарханова (19 дворов). В 1685 г. без разрешения ушли жители 22  дворов из деревни Верхняя Ведянцы. Ведянский мордвин Захарка Челпанов «со товарищи» обратились в Пензенскую приказную избу с просьбой наделить их землей при условии выполнения натуральных и денежных повинностей. Так было образовано село Старое Захаркино. Деревня Верхняя Ведянцы в последующих переписях как мордовский населенный пункт уже не упоминается. Аналогичные процессы произошли во многих других населенных пунктах края - мордва покидает Ичалки, Кемлю и проч. 
Источники: Переписная книга мордовских селений Алатырского уезда 1671 года. Саранск. 1979.  С. 168, 83; Гераклитов А. Алатырская мордва по переписям 1624-1721 г. Саранск. 1936. С. 11, 16, 44, 78; Экономические примечания к Генеральному Межеванию. Ардатовский уезд Симбирской губернии. Л. 261 об.; Заварюхин Н.В. Очерки по истории мордовского края периода феодализма. Саранск. 1993. С. 23, 32, 294; Смирнов И.Н. Мордва: Ист.-этнограф. очерк. Саранск. 2002. С. 79, 86; Воронин И.Д. Саранск: Ист.-докум. очерки. Саранск,1961. С. 17; Лебедев В.И. Легенда или быль: по следам засечных сторожей… С. 26, 27; Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. 1, Ч. 1, С. 95; Марискин И.С., Марискин О.И. Село на Трезовке. Саранск, 2001. С.49-51; Биленко М.В. Дворцовая мордва Алатырского уезда в 17 в. (по писцовым и переписным книгам). Дисс. на соис. уч. степ. канд. ист. наук. С. 180; Мифтахов З.З. Курс лекций по истории татарского народа. Казань. 1998. С. 177, 308; Мокшин Н.Ф. Мордовско – татарские этнические связи. // Гуманитарные науки и образование: проблемы и перспективы. С. 31; Зерцалов А.Н. Материалы по истории Симбирского края в XVII-XVIII вв. Симбирск, 1900. С. 29; Воронин И.Д. Первые поселенцы Саранска. // Записки НИИ при Совете Министров Мордовской АССР. Вып. 11. Саранск. 1949. С. 105.


Категория: Мои статьи | Добавил: pers99 (09.03.2012)
Просмотров: 4369 | Теги: тарханная грамота, тархан, топоним | Рейтинг: 4.8/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024